Образовательные стандарты


 Информация о дошкольных образовательных стандартах.


Модель выпускника дошкольной образовательной организации

Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально — нормативные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

  • ребенок овладевает основными  культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
  • ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения  речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
  • у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
  • ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
  • ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

В случае если Программа не охватывает старший дошкольный возраст, то данные Требования должны рассматриваться как долгосрочные ориентиры, а непосредственные целевые ориентиры освоения Программы воспитанниками  как создающие предпосылки для их реализации.

Согласно базисной программе развития дошкольника «Истоки» в «портрете» выпускника представлены основные показатели, характеризующие наиболее существенные стороны физического, социального, познавательного, эстетического развития ребенка, а также развития его речи и общения.

Одной из основных характеристик физического развития выступает развитие двигательной сферы ребенка, владение двигательными навыками.

Социальное развитие: умение понимать  других людей (близких взрослых, сверстников) и самого себя,  способен устанавливать контакты. Ребенок не теряется в новой обстановке, способен  выбрать адекватную альтернативу поведения; ребенок не теряется в новой обстановке; способен выбрать адекватную альтернативу поведения; знает меру своих возможностей; умеет попросить о помощи и оказать ее; уважает желания других людей, может включиться в совместную деятельность со сверстниками и взрослыми. Он умеет сдерживать себя и заявить о своих потребностях в приемлемой форме. Социально развитый ребенок старается избежать нежелательного общения. Он чувствует свое место в обществе других людей, понимая разный характер отношения к нему окружающих; управляет своим поведением и способами общения.

Развитие речи и речевого общения. Показатели развития речи и речевого общения характеризуют способность ребенка использовать язык и неречевые средства для налаживания взаимоотношений и взаимодействия с окружающими людьми. Показатели охватывают владения фонетическими, лексическими и грамматическими средствами языка и использование их в разных ситуациях общения: в играх, и в других совместных видах деятельности, в словесном творчестве, в разговорах со сверстниками и взрослыми. Познавательное развитие —  наиболее объемная, информативная и сложная область, которая включает в себя развитие основных познава-тельных процессов: восприятия, памяти, мышления, воображения и внимания. Операциональная сторона познавательных процессов — это те действия, те преобразования, которые ребенок может выполнить с получаемой им информацией. Так, он может использовать специальные приемы для запоминания слов (например, связывать их между собой по смыслу); определенные действия для группировки предметов (например, классифицировать их); простейшие знаки (схемы, модели) для обобщения представлений и т. п. Содержательная сторона — это образы, представления и понятия, те знания о действительности, которыми ребенок владеет и которыми он может оперировать в процессе решения различных задач. При определении уровня овладения знаниями важно отметить две основные характеристики. Первая — это сами знания. Сюда входят пред-ставления ребенка о природе, продуктах человеческой культуры, челове-ческих отношениях. Эти знания на протяжении дошкольного возраста постепенно углубляются и расширяются, происходит их обобщение.

Однако существует и вторая характеристика в овладении знаниями — это освоение способов их получения. Сюда входит развитие у ребенка умения слушать взрослого, отвечать на вопросы, задавать вопросы, самостоятельно экспериментировать. Эстетическое развитие. В эстетическом развитии в разных деятельностях центральной является способность к созданию нового образа (в рисунке, в конструкции, в сочинительстве, в движении), который отличается оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью. Эти показатели относятся как к конечному продукту, так и к характеру процесса деятельности. Новизна продукта детской деятельности имеет субъективное, но чрезвычайно важное значение для развития личности ребенка.


Файлы

  • Федеральные государственные образовательные страндарты  Дошкольного Образования; — ПРИКАЗ Минобрнауки России от 17 октября 2013 года № 1155.

  • КОММЕНТАРИИ к Федеральным государственным образовательным стандартам Дошкольного Образования — письмо Минобрнауки России;

  • ПРИКАЗ Министерства образования и науки Краснодарского края от 12.07.2014г., № 3727 «Об утверждении плана внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в Краснодарском крае»;

  • Российская Федерация. «Федеральный закон об образовании в Российской Федерации«. от 29.12.2012г. № 273-ФЗ.

  • ФГОС ДО